Материал будет полезен учителям адаптивной физической культуры, воспитателям коррекционных школ интернатов и специализированных дошкольных учреждений, а также родителям.

Цель – обобщение опыта работы с детьми с особенными возможностями здоровья.

Подвижная игра включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов и методов направленных на формирования личности ребёнка с особыми возможностями здоровья и на овладение жизненно-необходимыми двигательными умениями и навыками.

Подбор подвижных игр зависит от учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сопутствующих заболеваний, двигательного опыт, уровня физического развития ребёнка, состояния здоровья и сформированности у ребёнка двигательных умений. Также при подборе подвижных игр учитывается то, что игра должна включать в своё содержание двигательный материал, хорошо освоенный на предыдущих занятиях, что способствует лучшему закреплению изученного. При проведении уже знакомых детям игр нужно напомнить правила игры или просить детей напомнить самим, отвечая на поставленные вопросы.

Если выбранная игра уже слишком проста для детей, следует обратить внимание на варианты подвижных игр и игровых упражнений, которые позволяют не только повысить интерес детей к игре, но и усложнить физические задачи, совершенствовать двигательные умения и навыки. Это позволит постепенно усложнять, варьировать игры с учетом возрастающей сознательности детей, накопления ими двигательного опыта. Постепенность в усложнении условий позволяет выработать у детей точность и автоматизм выполнения движений.

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.

Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования.

Игры могут сопровождаться музыкой, музыкальными инструментами, голосом учителя, воспитателя или самими детьми.

Очень увлекательно будет для детей переодевание в главного героя, например, волк, кот, медведь. Для этого можно использовать готовые костюмы или маски.

Заканчивается подвижная игра общей ходьбой постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению малоподвижная игра, дыхательная гимнастика.

Пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Они должны быть понятными и красочными. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры.

Таким образом, правильно подобранная и организованная игра может стать основным средством и методом гармоничного и целостного развития ребёнка-дошкольника с особыми возможностями здоровья.

Кузнецова Мария Александровна, учитель АФК и ЛФК