Анастасия Лысакова – педагог дополнительного образования, тренер по танцам в некоммерческой общественной организации для детей с ограниченными возможностями «Мир для всех». Настя активно занимается с парой «особенных» детей: 13-летней Сашей и 16-летним Серёжей. Они участвуют и побеждают в танцевальных конкурсах благодаря своему стремлению и вере в победу. Настя поделилась с нами особенностями своей работы.

— Настя, чья идея лежит в основе «Мира для всех»?

— Директор «Мира для всех» Татьяна Юрьевна Маланина начала заниматься этой деятельностью после рождения своего третьего ребенка – девочки Саши. Она родилась с ДЦП из-за родовой травмы. Это и положило начало данной организации. Родители решили объединиться семьями и обучать деток, помогать им развиваться.

— Что тебя вдохновляет на работу с «особенными» детьми?

— Их развитие. Работая с обычными детьми, радуюсь их успехам. Однако здесь ты видишь результат более контрастный. То, какими они были до занятий и какими они становятся, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Такие дети с помощью танцев учатся быть не только более пластичными, грациозными, эстетичными, но и со временем становятся более координированными. У них включаются те участки мозга, которые до этого не работали. Поэтому даже их речь становится лучше. К тому же с детками с синдромом Дауна очень приятно заниматься: они очень отзывчивые, добрые, ласковые.

IMG_8721

— Какие сложности возникают при работе с детьми, больными ДЦП?

— Самая большая проблема – это финансирование. Дело в том, что всем очень нравится нам помогать, сотрудничать с нами, но никто не готов спонсировать наш проект. Стараемся справляться своими силами. Например, бабушка Саши шьет нам танцевальные костюмы для выступлений. А моменты, связанные с характером детей, я не считаю ключевыми. У нас есть одинаковая цель, поэтому трудности, встречающиеся на нашем пути, не так важны.

— Настя, пара Саши с Серёжей часто выступает с танцевальными номерами. В каких мероприятиях вы участвуете?

— Мы принимаем участие не только в конкурсах, которые устраивает «Мир для всех», но и в совершенно обычных праздниках для всех детей. Стараемся вовлекать детей во все мероприятия, стараемся социализироваться.

— Как дети справляются со стрессом перед выступлениями?

— Хочу подчеркнуть, что «особенные» дети более стрессоустойчивы, нежели обычные. Со спортивными детьми гораздо проще работать на тренировках, на праздниках же могут начаться стрессовые ситуации, они могут забыть что-то, перепутать. С детьми-инвалидами все наоборот. Они, как правило, не любят монотонно работать, но обожают быть звездами, им нравится выступать, нравится это повышенное внимание. Поэтому здесь проблем нет. Мы позитивны и активны (улыбается).

— Чувство соперничества на конкурсах как-то проявляется у этих деток?

— Моя пара знает, что они априори самые лучшие, самые любимые, самые красивые. Мы работаем над имиджем перед каждым выступлением. У нас обязательно должны быть красивая обувь, костюмы, сшитые под конкретное мероприятие, прическа, мейк-ап и маникюр. И поэтому чувства соперничества я тут не вижу. Эти детки, наоборот, очень солнечные, они всем рады, всем желают успеха. Но понимают, что победит сильнейший, и готовы к этому.

— Ты сама придумываешь программу обучения для детей-инвалидов?

— Я начинала работать с детьми с ОВЗ абсолютно интуитивно. У меня уже был 10-летний опыт работы с обычными спортивными детьми и взрослыми. В 2013 году я пришла в организацию «Мир для всех». И спустя полгода ко мне подошел педагог-психолог и спросил, как я добилась таких результатов с Сашей. Потому что работать с ней стало гораздо проще, она стала отличать на моих занятиях право, лево и различные повороты. Координация значительно улучшилась. И я поняла, что интуитивно действую в верном направлении. Далее я пошла учиться, получила сертификат по инклюзивному танцу и танцевальной реабилитации. В целом у нас очень похожа лексика наших уроков, приемы, набор фигур с преподавателем на этом семинаре. Я почерпнула что-то новое, но я думаю, что главное здесь – любовь и понимание.

— Ваши занятия проходят отдельно или совместно со спортивными детьми?

— Конкретно для пары Саши с Серёжей у нас предусмотрены индивидуальные занятия. Вообще у меня есть опыт проведения занятий в «смешанной» группе с детьми разного уровня, возраста и состояния здоровья. Но когда надо подготовиться к конкретному конкурсу, мы предпочитаем индивидуальные занятия.

— Как ты считаешь, какая польза от совместных занятия для детей-инвалидов и здоровых детей?

IMG_8738

— Польза колоссальная, причем обоюдно. Дети с ОВЗ смотрят на спортивных детей, у которых более высокий танцевальный уровень и опыт, и начинают усердно стремиться повысить свой. Для здоровых детей это польза с точки зрения морально-этических моментов. Они понимают, что люди бывают с разными возможностями, и учатся общаться с такими людьми, передавать информацию каким-то особым образом, а не только так, как они привыкли. Для них это тоже развитие.

— Настя, скажи свое творческое напутствие «особенным» деткам.

— Прежде всего я желаю не останавливаться и продолжать мечтать. Потому что все всегда начинается с мечты. Например, Сашенька мечтала о юбке-пачке. Она увидела где-то балетную пачку и захотела такую же. И мы сшили ей нежно-розовую юбку для фестиваля «Мы все можем», где они танцевали «Весенний вальс».

В основном, я желаю еще и родителям терпения, добра и веры в то, что все обязательно получится.

Текст и фотографии: Ксения Семеновская